Roland TM-6 PRO — Шаг вперёд или прыжок в сторону

Все видели эти замечательные фотографии в сообществах музыкальных коллективов — группа отправляется на очередной концерт, музыканты со счастливыми лицами стоят на перроне железнодорожного вокзала, и под фото красуется что-то радостное, вроде «Встречайте, Большие Ноздрюки, мы едем!». Наименее радостный, обставленный кофрами с драгоценным железом, кухней и прочей утварью, красуется он — барабанщик. Его музыкальный скарб в два раза больше всего остального вместе взятого и он уже морально готовится к саундчеку на незнакомой площадке, а также любым детским неожиданностям, которые ожидают его в очередной гастрольной поездке. Но… Возможно, для всей ударной братии всё изменится — по крайней мере, компания Roland об этом заговорила, явив миру на январской конвенции NAMM 2018 в Анахейме, что в Калифорнии, триггерный модуль Roland TM-6 PRO.

Барабанный модуль Roland TM-6 PRO

Барабанный модуль Roland TM-6 PRO

Использование барабанных триггеров на концертах, репетициях или записи — не нововведение, стоит отметить, что продюсеры и саунд инженеры, записывающие, например, тяжелую музыку, взяли их в оборот достаточно давно — сигналы триггеров используются для вызова сэмплов или для управления гейтами, их использование упрощает процесс сведения и мастеринга, многие продюсеры, такие как Стерлинг Уинфилд, работавший с Pantera, активно экспериментируют с миксом триггерного сигнала и звука, полученного от микрофонов подзвучки. Roland представили решение, которое должно минимизировать головные боли звукорежиссёров и барабанщиков, связанные с настройкой, озвучкой и, в итоге, получением высококлассного звучания барабанов на выходе — будь то репетиция, сольный концерт, фестиваль или запись. Что же такое Roland TM-6 PRO и с чем его закусывать?

Модуль Roland TM-6 PRO с кабелями в комплекте

Модуль Roland TM-6 PRO с кабелями в комплекте

Что у нас под капотом? Коротко о главном

  • тип устройства: триггерный модуль;
  • назначение: для акустической ударной установки;
  • количество встроенных сэмплов: 500 предустановленных + 500 пользовательских;
  • эффекты: независимый эквалайзер, компрессор, MFX
  • проигрыватель аудио файлов: WAV (44.1 кГц, 16/24 бит), MP3, оба через SD карту памяти;
  • дисплей: графический LCD (128?64);
  • внешняя память: SD карта (SDHC поддерживается);
  • входные разъемы: 6х 1/4″ TRS для триггеров, 1х 1/4″ контроллер Hi-Hat, 1х 1/4″ TRS для футсвича;
  • выходные разъемы: 1 х стерео 1/4″ для наушников, 2х 1/4″ мастер выходы (левый/правый), 4х 1/4″ Direct Out;
  • Порт USB: 1 х USB Type B для подключения к компьютеру;
  • Встроенный 8-канальный USB аудио интерфейс (24-бит/96 кГц);
  • Источник питания: внешний адаптер DC 9 В;
  • Габариты: 228 x 233 x 66 мм;
  • Вес: 1 кг.

 

Подробности

Да, Roland TM-6 PRO — это барабанный модуль, но с расширенными возможностями и крайне интересными особенностями, которые фактически не ограничивают вас, используете вы акустическую установку или же электронные барабаны. Roland совершенно оправданно делает акцент на создание гибридной установки — TM-6 PRO работает и с триггерами, и с пэдами. Вы можете комбинировать акустические барабаны с пэдами в любой конфигурации, использовать только акустические, как трушный старовер, или же только электронные, к которым вы привыкли, например.

 

Модуль Roland TM-6 PRO на гибридной установке

Модуль Roland TM-6 PRO на гибридной установке

 

В модуль уже вшиты 500 пользовательских незакольцованных сэмплов, среди которых есть и акустические бврабаны, записанные в лучших студиях, и моднейшие электронные тембры — и это не считая 268 звуков V-Drums, без которых Roland, понятное дело, обойтись не мог. Для барабанщика, играющего даже в трёх или пяти кавер-проектах этой «кухни» хватит «за глаза и за уши», что называется. Кроме этого, есть возможность загрузки ещё пятисот сэмплов с SD-карты (есть поддержка SDHC) — более, чем нужно для индивидуальной библиотеки. Теперь добавим к этому мощнейшую и интересную функцию наложения тембров, независимые эквалайзер, эффект Transient, отвечающий за атаку и затухание, компрессор и MFX для каждого из триггеров. Да, и общий компрессор и эквалайзер, которые можно повесить на выходной сигнал.

Положа руку на сердечный ритм, даже выдающий самые затейливые бластбиты, всего вышеозначенного достаточно для того, чтобы нарулить свой уникальный звук, использовать модуль для работы в нескольких проектах или бесконечно экспериментировать в студии.

Модуль Roland TM-6 Pro в составе гибридной установки

Модуль Roland TM-6 Pro в составе гибридной установки

Возвращаясь к возможности использования SD-карт — с карты же можно воспроизводить любой аудиотрэк, клик-трек или плэйбэки, что логичнее, чем их запуск с другого носителя. Хотя, при желании вы можете коммутировать Roland TM-6 PRO с ноутбуком для работы в качестве конвертера триггер — MIDI с аудиоинтерфейсом, позволяющим гнать треки на модуль прямо с компьютера. Экспортируя дорожку из DAW, к слову, можно сделать метрономный трек и направить его на любой выход и, если нужно, раздать коллегам по группе.

C SD-карты с карты можно воспроизводить любой аудиотрек

C SD-карты с карты можно воспроизводить любой аудиотрек

TM-6 PRO может работать как аудио/MIDI-интерфейс на 8 входов и 8 выходов с поддержкой MIDI входов/выходов. Любой аудиовход или выход можно направить на любой же из выходов модуля — 4 «директа», наушники и 2 «мастера». И всё это увлекательное тыкание при частоте сэмплирования 44.1 кГц/48 кГц/96 кГц! Оправдывает «PRO» в названии девайса, не правда ли?

Можно коммутировать Roland TM-6 PRO с ноутбуком для работы в качестве конвертера триггер — MIDI с аудиоинтерфейсом

Можно коммутировать Roland TM-6 PRO с ноутбуком для работы в качестве конвертера триггер — MIDI с аудиоинтерфейсом

Среди важных моментов — независимое управление громкостью на выходах «Song», «Klick» и отдельно расположенной на передней панели регулировке для наушников. Разумеется, есть отдельная регулировка громкости выходного стерео-мастера.

Внешний вид и управление. Это заслуживает отдельного слюноотделения, правда. Матовый чёрный пластиковый корпус с матовой же бирюзово-сине-голубой «шапкой» и лаконичными ручками и кнопками управления радует глаз. Информативно, просто, стильно — то, что нужно при активном использовании. Как и сказано, отдельные регуляторы громкости «Master», «Song» и «Klick» на верхней панели и отдельно вынесенная регулировка выхода наушников — даже со зрением +12 в полной темноте мимо не попадёшь.

Roland TM-6 PRO лицевая панель

Roland TM-6 PRO лицевая панель

Ниже три базовых регулятора Sound Modify — так называемый «быстрый доступ» к тембру, громкости, атаке, затуханию, повышению или понижению частоты на две октавы. Каждый из регуляторов отвечает за два параметра, регистр переключается кнопкой рядом — при определённой сноровке можно приспособиться рулить параметрами , что называется, прямо «на ходу». Кстати, очень удобно, когда прямо по ходу репетиции или выступления нужно внести коррективы в звучание и освежить звуковую картину «здесь и сейчас».

Ещё ниже шесть кнопок для быстрой работы с каждым из входов, справа информативный и достаточно большой и яркий дисплей, под которым расположены кнопки для работы с меню. Управление интуитивно понятное, «пробежки» и тонкие настройки меню осуществляются с помощью кнопок со стрелками, так что даже барабанщик с наглухо отбитой башкой легко разберётся с фунционалом за пару минут.

Даже барабанщик с наглухо отбитой башкой легко разберётся с функционалом

Даже барабанщик с наглухо отбитой башкой легко разберётся с функционалом

Светодиодная подсветка заслуживает отдельного внимания. Светодиоды на кнопках мигают согласно срабатыванию каждого из шести триггеров, а индикаторы вокруг регуляторов Sound Modify позволяют показывают текущие настройки — вся эта дичайше приятная глазу иллюминация, к слову, позволяет настраиваться в кромешной тьме, которую так любят организаторы концертов. К наблюдению «краем глаза» привыкаешь моментально и, кроме прочего, как в старом еврейском анекдоте — «во-первых, это красиво».

Работа в поле, или что мы получаем

У нас в руках девайс весом в 1 килограмм, который умещается в любой сумке — примерно столько же или чуть больше места займут триггеры и штатный блок питания. Сложно предположить, что на месте не окажется кабелей Jack-Jack, которые дотянут сигнал от триггеров до линии, но прихватить и их с собой не проблема. Даже при худшем раскладе — если в пресловутых Больших Ноздрюках на сцене окажется совершенно ушатанная кухня, мы получим на выходе тот звук, который привезли с собой — без танцев с бубном и убийства собственных нервных клеток и местного звуковика.

О том, что происходит на сборных концертах и фестивалях, даже если они проходят на более приличной, чем сельский ДК площадке, и говорить не стоит. Времени в обрез, всё перекручивается и перевинчивается в режиме он-лайн — успеть бы отрегулировать высоту стула перед началом выступления. Здесь любая задержка превращает зрителей, организаторов, бэкстейдж и музыкантов в эпилептиков. А если вы используете дополнительные пэды, то Roland TM-6 PRO уж точно избавит вас и коллег по коллективу от лишних седых волос — в вашем распоряжении регуляторы быстрого доступа Sound Modify, добавить атаку, глубину, громкость и выровнять прочие нюансы можно за несколько секунд, без идиотической переклички со звуковиком у пульта.

Репетиции и запись, несмотря на, казалось бы, чуть более спокойную атмосферу, тоже не курорт — свои репетиционные базы есть далеко не у всех и проблемы с установкой и её звучанием там такие же, как и на концертах, только с поправкой на то, что время оплачивается из собственного кармана. Что касается студий, то карман там тот же — то есть ваш, звучать хочется так, как уже придумано и понятно, что на озвучивание ударных могут уйти часы, а то и дни. Чуть повернувшийся или качнувшийся микрофон — и настройка затянется ещё на пару часов. TM-6 PRO будет тем более к месту, что дополнительную дорожку с триггироваными барабанами сейчас пишут всё чаще и чаще, особенно в быстрой и тяжёлой музыке, при использовании карданов, когда чёткость может смазываться и пинч или глубину на постпродакшне приходится тянуть вручную.

И ещё очень важный момент, о котором хочется сказать — на репетиции, концерте и записи важно слышать свой собственный звук, тот, что придуман и отвечает собственным требованиям — экспериментировать с ним уместно «до» всего, а не «во время», и это одинаково важно для всех участников коллектива. Собственно, Roland TM-6 PRO, и даёт возможность носить свой «фирменный» звук с собой.

Конкуренты

О какой-то конкуренции говорить пока смысла нет, на мой взгляд — рынок не изобилует подобными решениями, а рассматривать в качестве конкурентов барабанные модули других производителей было бы некорректно — мы всё-таки говорим о триггерном модуле, дающем широчайшие возможности для работы с гибридным звуком и возможность «вертеть» своей кухней, подстраивая её под совершенно определённые задачи. «Малыш» Roland TM-2 намного скромнее по функционалу, имеет только два триггерных входа и подходит только для лёгкой модификации установки.

Roland TM-2 модуль на 2 триггера

Roland TM-2 модуль на 2 триггера

Пожалуй, как прямого конкурента можно рассматривать Yamaha DTX502 — но функционально он также скромнее TM-6 PRO. Работа с настройками в нём удовольствия доставит намного меньше — в том числе из-за отсутствия кнопок и регуляторов «быстрого доступа», малого двухстрочного экрана и отупляющей работы с единственным колесом прокрутки, которое периодически вызывает желание стукнуть девайс об стену. Мощнейший аргумент в виде цены, меньшей чуть не в два с половиной раза против «роланда», меркнет на фоне того, что 18-20 тыщ рублей всё-таки тоже деньги и нужно ли покупать заведомо морально устаревающее железо и экономить на собственном прогрессе и нервной системе.

Модуль Yamaha DTX502 вполне может быть конкурентом Роланду

Модуль Yamaha DTX502 вполне может быть конкурентом Роланду

Недостатки

При фактическом отсутствии прямых конкурентов о реальных недостатках Roland TM-6 PRO говорить было бы малообъективно. Пожалуй, поначалу структура меню кажется не слишком продвинутой из-за того, что во время тонкой настройки приходится постоянно откатываться в начало, но это с лихвой компенсируется наличием кнопок быстрого доступа к каждому входу и кнопок управления со стрелками, а дополнительные «фичи» вроде интеграции с планшетом или телефоном, WiFi и прочие навороты здесь попросту не нужны.

Кому это надо?

Теоретически — всем барабанщикам. Для концертирующих активно Roland TM-6 PRO, может статься, вещь вообще незаменимая — с учётом ограниченных возможностей настройки на фестивальных саундчеках, невозможности предусмотреть все нюансы во время клубных туров, возможной тупости и непрофессионализма звукорежиссёров на местах и прочих радостей. Возможность минимизировать плохую подзвучку ударной установки использованием заглушек и запуск сигнала с триггеров, возможность миксовать звук подзвучки со звуком триггированых барабанов, возможность экспериментировать с комплектностью гибридной установки, фактически неограниченные возможности работы со звуком при использовании самого модуля, его встроенных эффектов и функции совмещения тембров, а также мобильность Roland TM-6 PRO — всё это позволяет говорить об универсальности модуля как рабочего инструмента драмхэда, живущего реалиями 2018 года.

Сколько денег и что в коробке?

С комплектацией Roland TM-6 PRO всё минималистично — в стандартной сам модуль, мануал, брошюра о безопасном использовании, адаптер на 9V и 4 винта для крепления к стойке для модулей Roland PDS-10. Вопрос крепления решается куском металла, ненужной стойкой и сверлом по металлу, ибо оригинал тянет аж на 120 евро. Что касается триггеров, то здесь производитель также рекомендует свой продукт — комплект из 6 штук тянет аж на 500 с лишним евро. Цена кусачая, однако проблем с продукцией сторонних производителей возникнуть не должно -  предшественник  Roland TM-2, по крайней мере, «хавает» всё, включая недорогие китайские триггеры с сами знаете какого сайта.

И о цене

Европа предлагает Roland TM-6 PRO по цене от 856 евро или 750 фунтов. Цена немалая, на первый взгляд, но при ближайшем рассмотрении и не такая уж заоблачная, особенно, если сравнивать с некоторыми девайсами, функционал которых весьма спорен. Ну, и не стоит забывать, что всё-таки, это Roland. На момент написания обзора модуль доступен в предзаказе, так что есть время взвесить все «за» и «против» и оценить, сколько стоит время, которое можно потратить не на отстройку звука в Больших Ноздрюках.

 Евгений Керро   /11.03.2018/

Один комментарий на «“Roland TM-6 PRO — Шаг вперёд или прыжок в сторону”»

  1. Александр:

    Всем привет!
    Скажите пожалуйста, планируется ли на вашем сайте обзор на Roland TD-17?
    Очень удивляет молчание по этому поводу российского сообщества. Нет ни одного нормального обзора, на ютубе один куций обзор от поп-мьюзик, в котором даже нет ни слова о главной фишке этого модуля — о том, что в него можно грузить собственные сэмплы.
    Как по мне — это серьезное событие и эта серия заслуживает гораздо большего внимания.
    Очень хотелось бы увидеть подробный обзор этой серии с главным упором на TD-17-KVX и краткой характеристикой других моделей серии.
    Кроме того вышла серия Акустик дизайн, что тоже очень интересно.
    Скажите пожалуйста, планируете ли вы обзоры на всю эту красоту?

Добавить комментарий

Войти через loginza

Добавить картинку (формат JPEG):

Current month ye@r day *