Автор: Владимир
от редакции:
В прошлый раз Владимир порадовал нас статьей, рассказывающей как сделать электронный хай-хэт своими руками. Сегодня вы узнаете как самому изготовить электронную тарелку и правильно подключить ее к модулю.
Вы — счастливый обладатель недорого модуля Roland, трех тарелок, трех томов, малого, бочки, хай-хета и прочего добра, без которого нормальному человеку жить просто невозможно. И, конечно же, рамы, на которую все это привинчено. Вы смотрите видеошколы любимых исполнителей, восхищаетесь их мастерством и инструментом… И вот тут-то в голову закрадывается подлая мыслишка… как много тарелок…красивых и разных… ИХ НЕТ У МЕНЯ!!!! Практически бомжуем…
Я сам лично прошел через подобный процесс самоуничижения и результатом явилось некое техническое решения, которое позволило автору хотя бы на пару сантиметров приподняться на известным всем уровнем, именуемым плинтус, а именно- сделать дополнительный райд, причем повесить его так, чтоб был «к руке». (Например, мне удобнее, если райд висит как у Пэйса- чуть ниже уровня второго тома.)
В 1989 г., будучи на концерте Black Sabbath, я насчитал у Пауэлла аж 17 блестящих железок. После его особо виртуозных выходок, а покойный Кози любил пошуметь антресолями, над установкой сияло море колышущейся меди. Его приемник, Бобби Рондинелли, не отставал от мастера, а даже переплюнул его, таская за собой по свету огромный гонг и киянку. Правда, за весь концерт он только один раз огрел этой киянкой огромный Paiste-вский блин, да и то для куража, но все равно…. Завидно.
Для устранения этой вопиющей, я бы сказал, несправедливости необходимо разжиться чем-то, что сыграет роль дополнительного райда. Это может фирменная тарелка от Роланда, однозонная от Алесиса или, на худой конец, кусок оргалита с резинкой и датчиком. Не на Уэмбли же Вы будете выступать. Если доведется там вдарить в бубен, то Вам выдадут все необходимое :-).
Готовим материалы
Итак, я отрыл шестиугольный пэд от Лель. Наши пробовали делать электронные барабаны, выпустили прибор управления и две пэдогайки (или гадопэдки) на стойке. Из всего этого набора внимания заслуживала только стойка- крепкая и надежная. Звучание сводилось к модному в те годы звуку ТУУУУУУУУУУУУУУУ и вроде даже как ДЫЩ эта штука умела делать, не помню. Конструкция пэда. Мдя, это отдельная история… Кусок толстенной фанеры с дыркой, к ней приделан резиновый круг… Такой же по плотности, как и фанера, на нем датчик от сигнализации… Сверху все закрывалось декоративной накладкой, напоминающей автомобильный коврик, только о шести углах. Ну, спасибо, что бог послал хоть это. Из китайского кнопочного телефона был выдран пьезоэлемент (он там роль звонка играл), пожилой пожарный датчик широким взмахом руки вылетел в форточку и я начал творить:
- Приклеил пьезо к толстой резине через мягкую шайбочку (они чудо как хороши в кейках Вербатима с DVD-R дисками);
- Подпаял проводки и подцепил к осциллографу.
- Взмах палочкой- и осцилл показывает мне красивый всплеск сигнала. Ну прямо как в мануалах Роланда. Модуль тоже спорить не стал, а уверенно бумкнул, когда почуял, что к нему подключили ЭТО.
- Теперь осталось придумать, как Лель соединить с Роландом, у которого лимит входных гнезд был исчерпан.
Как устроена тарелка?
Прежде чем начать описание разветвителя, кратко поясню, как работает двухзонная тарелка с глушением.
Внутри установлен ОДИН пьезоэлемент. По краю, где на рисунке Вы видите надпись EDGE, находится гибкая ленточная контактная пара. Она имеет форму дуги и тянется под резиновым сектором от края до края. Замыкается между общим проводом и средним контактом джека, в нормальном состоянии она разомкнута. Это цепь управления. Пьезодатчик включен между общим проводом и крайним контактом. Когда исполнитель от души врежет по краю- EDGE («кончит в тарелку»- старая музыкантская шутка)- контакты ленты замыкаются и умняшка модуль выдает звук ТРАХ. Если же артист играет в зону BOW головкой палочки что-то типа ДИНЬ-ДИ-ДИНЬ («гвоздиком по тарелочке»), контактная пара разомкнута и модуль выдает именно это интеллигентное ДИНЬ. Глушение- Вы пальцами замкнули контактную пару и модуль понял: «Гаситесь все». Таким образом, имея однозонный пэд или двухзонный с неиспользуемой цепь управления, мы и получим тот самый вожделенный дополнительный райд. Звук его будет таким же, какой определен в зоне BOW на основной тарелке, к которой он подключен через разветвитель. Причем лупить можно в любое место, даже чашечка получится, если треснуть посильнее.
Как подключить к модулю или делам разветвитель
Для создания подъемного устройства (он же разветвитель), которое возвысит нас над упомянутым мной атрибутом каждой комнаты, нам понадобится не много:
- Паяльник, флюс и олово;
- 2 стерео-джека 1,4”;
- Стерео-гнездо под такой джек;
- Пара электролитических конденсаторов 10,0 мкф Х 6,3 в. Можно и поменьше емкость взять, чем меньше они по габаритам-тем лучше;
- Стерео-кабель;
- Кембрики. (изоляционные трубочки);
Прогреваем паяльник (только не берите 100-ваттный, не кастрюли же будем лудить) и собираем несложную схемку.
Лучше всего постараться запихать конденсаторы в корпуса джеков- гильза это позволяет. Джеки с металлическими корпусами имеют в комплекте изоляционную трубочку, которая спасет от замыкания на корпус. Припаиваем конденсаторы, полярность по барабану, но одинаково, изолируем все пайки. Гнездо можно воткнуть в коробочку и хомутом (водопровод ФОРЕВА!!!) прихватить к стойке или к раме. Подключаем все к модулю. Настраиваем звуки BOW и EDGE на основном пэде, на дополнительном у нас будет только EDGE и без глушения. Возможно, придется поиграться с чувствительностью основного пэда, второй повторюшка. Куда и каким образом Вы привинтите свой новый райд- решать только Вам. Я сам пользовался этой схемой, пока не купил второй модуль, было очень удобно ДИ-ДИНЬКАТЬ по отдельной тарелке. Проклятый плинтус уже не маячил у самого носа и, конечно же, высот Кози Пауэлла я не достиг…. Но получил удовольствие от процесса обмана Умняшки-Роланда и результата, что является немаловажной частью нашей жизни….
С уважением, Владимир…
От редакции: спасибо Владимиру за очередную интересную статью!
Левша,просим выслать фото блохи, очень интересно увидеть.
О, как мне понравилась эта фраза: «Не на Уэмбли же Вы будете выступать. Если доведется там вдарить в бубен, то Вам выдадут все необходимое» для наших снобов-соотечественников как раз.
И тарелка очень понравилась! Жаль даже, что я не барабанщик, а то бы сделал такую себе непременно. Но конструкция универсально, можно придумать в этом духе что угодно, даже что-то перкуссионное типа таблы или джембе.
… а кстати, в начале 90-х мне довелось вдарить в такую самую Лель из двух блинов По тем временам казалось фантастически круто и звуки можно было нарулить почти какие угодно, не только ДЫЩ и ТУУУУ, а даже вполне реалистичный хэт и бочку удавалось сделать. Была еще драм-машина Лель такая архаичная, дубовая… наверное из неё тоже можно что-нибудь соорудить
Была еще драм-машина Лель такая архаичная, дубовая… наверное из неё тоже можно что-нибудь соорудить
Сколько я с ней не бился, так ничего путёвого и не вышло (http://www.dubrovenko.ru/ddssite/dshlelsw.htm).
Интересно,на счёт модулей,как раз таки недорогие модули и не могут распозновать такие тонкости считывания ударов,хотелось бы уточнить ИХ(модулей) название.
Всю эту лапшу я вешал на Роланд ТД-3. Даже этот старикан уверенно распознает все нюансы удара по тарелке- край, середина и чашка. Несмотря на на возраст, этот модуль имеет массу настроек для каждого пэда, надо только внимательно мануал прочитать. За Ямаху и прочих не скажу, не попадались в руки. НО!!!! Разбирал тарелку Миллениум- внутри все сделано по идее Роланда и она работает с ТД-3 как родная. Ямаха посложнее, в ней 3 управляющих ленточки, родной ее модуль отслеживает их хитро, через резистор. Одну отключил и Роланд прекрасно с ней подружился. Вот Алесис… редкостная дрянь…, но это сугубо мое мнение. Ревер у них хорош, а вот барабаны…. тарелки да, красивые, и все. Как правильно писАл Thunderov, Роланд достал и поехали. Ямаха, я думаю, тоже. А вот чтобы еще скакать с бубном вокруг установки- грустно.
Владимир, а можете поподробнее объяснить про 3 управляющих ленточки ямаховской тарелки?
Как это все фунциклирует?
А пес его знает, у мне было влом разбираться. Там эти ленточки замыкают резисторы(они прямо на плате в тарелке) и модуль отслеживает сопротивление. В соответствии с программой и выдает звук. Как-то так…
А эти ленточки устроены ппо типу кнопки (switch), так получается?
Вот недавно я решил изготовить тарелки для своей установки, и столкнулся с некой проблемой. Заключается она вот в чём,
я нашёл где можно заказать пьезоэлементы, но я на знаю характеристик, с размером я определился 20 мм, но с таким размером
куча пьезоэлементов с разными характеристиками. Вы не могли бы меня осведомить в этом вопросе? Заранее спасибо)
А где Вы их нашли? вообще, я ставил какие под руку попадались и все работало. Вот тут много интересного- http://www.toontrack.com/edrum_for_free.asp
72562612, 72566823- вот такие они в Роландах родные
Спасибо за наводку))
А пьзоэлементы я нашёл здесь http://www.quartz1.com/price/price.php?group=220, магаз на электрозаводской.
мдя… богатейший выбор и глаза разбегаются..)))) Самое простое… пьезоэлемент с двумя контактами. Можно выдрать из старого китайского телефона, он там типа звонком работал. С Роландом дружит на раз. Ес-сно, не исключаем необходимость подстройки модуля для этого пэда по параметру Sens (чутье). более никаких сложностей не наблюдалось…
Вот ссылка на отличную идею для изготовления тарелок. Пьезо подойдут любые.В китайских игрушках их полно. http://www.youtube.com/watch?v=Q8yet5XGUOw&list=LLE1_Qct0K-xf7Jn5qN5y2hw
По поводу пьезоэлементов….
«Родные» роландовские элементы, которые продаются под брэндом Roland стоят необоснованно дорого, причем цена в разных интернет магазинах доходила до 700 рублей за таблетку с проводами… Это все фикция и развод, с целью отжать у лоха денег. На самом деле пьезоэлементов великое множество. Аналог полностью работоспособного пьезоэлемента, применяемого в пэдах разных фирм производителей стоит на сегодняшний день не более 20 рублей. Основные параметры пьезоэлементов: размер(мм), напряжение(В), частота(кГц), количество контактов. Исходя из многолетней своей практики конструирования пэдов барабанов и тарелок привожу характеристики по которым можно выбрать пьезоэлемент: размер — от 20мм до 30мм(не менее и не более); напряжение — от 1В до 40В(здесь имеется в виду то, что надо ориентироваться на максимальное напряжение 40В, т.к. есть пьезоэлементы до 10В,15В,20В и т.д ); частота — роли не играет; количество выводов — 2шт.
Для примера http://www.quartz1.com/price/price.php?ext=&par1=&par2=1~40&par4=&par5=&par6=&group=2162
А здесь можно посмотреть мои разработки http://vk.com/ironstone
welcome!
А что будет, если взять пьезоэлемент с меньшим напряжением, чем 40 В?
Ссылка на изготовление тарелок для дилетантов, с начала надо вырезать тарелку по диаметру, сделать отверстие по центру, а потом совать в духовку, соблюдать температуру, иначе акрил закипит. По поводу «контактной ленты» и ее замыкания при ударе — ШНЯГА!!! Повесь один элемент на тарелку — играй несильно в край получишь звук(цитирую)»ДИНЬ-ДИНЬ», врежь по краю посильнее получишь «КРАШШшшш». Контактные дорожки расположенные на краю тарелки, играют ТОЛЬКО роль «CHOKE» — глушение, замыкая их, мы глушим тарелку. И как не мочи в нее от удара контактная пара не замкнется, только если она не сделана по халтурному.
Ориведерчи.
Подпись: разрушитель мифов Ironstone
http://vk.com/ironstone
Ну вот, только вроде понял, как работает тарелка, прочитав статью, а тут ironstone снова внес сомнения.
Ironstone, а за счет чего в таком случае срабатывает зона края, если триггер всего один?
За счет более сильного удара срабатывает бэл, так что, так понимаю, край срабатывает за счет чего-то другого.
Или триггеров все-таки два?
Просветите пожалуйста!
И может быть есть мысли по поводу устройства и работы полноценной 3-х зонной тарелки, где зона бэлла самостоятельная, ане за счет силы удара?
Вот именно- врежь по краю и замкни контакты. Вот тогда и будет КРАШШ ))
Железяка прогнал порожняк насчет переключателя:-) А трехзонная тарелка- CY-14 R\C, но она подключается к двум входам разными шлангами…
Про то, что подключается разными шлангами я слышал. Не понятно, что у нее в нутрии, и как это работает.
Там получается 3 датчика и контактная лента на глушение?
Или как-то иначе?
И сколько там контактов? Больше трех, как в стандартном стерео разъеме?
И какой из элементов управления (имею в виду датчики, кнопки и прочие контактные ленты) куда посылает свои сигналы (имею в виду, что на какой контакт)?
Очень познавательно. Тогда не просветит ли меня многоуважаемый джинн, каким макаром модули распознают BOW и EDGE, если пресловутая ленточка по краю отвечает только за глушение? Никак не могу допереть.. Заранее спасибо и с уважением
Товарищи — братья по цеху! Подскажите, пожалуйста, увидит ли модуль Alesis DM10 вот такую тарелочку http://blastbeat-shop.ru/?productID=3119 ?
Увидит как однозонную.
Согласен, однозонная с функцией глушения
То, что нужно! Благодарю.
Пробовал кто-нибудь использовать тренировочный пластиковый пэд тарелки (например PEACE CMP), под основу электронной тарелки? Есть ли опыт реализации данной идеи?
Вовику! Удали пьезоэлемент с терелки и попробуй выжать «крашшшшшш» только при помощи «чока»! Удачи, Вовик!
Железяке. Смешно.
А вот как ленточку изготовить?Я тут разобрал 12″ однозонную тарелку хета от ALESIS DM10 X.Она точно такая же как и двухзонная Millenium MPS-400 Stereo Cymbal Pad.(видимо клепают на одном заводе) только без ленты.Внутри контакт на платке для подсоединения ленты и отверстие и канавка для её прокладки,только нету самой ленты.Я кстати отпаял датчик и проверил и сам был удивлён,что лента вроде как контактная,а снимает звук,как пьезоэлемент,похоже просто от короткого замыкания при ударе палкой по краю.Правда звук немного странный.Так что ironstone не прав,хотя с виду вроде знаток барабанный.Можно конечно купить готовую MPS-400,не великие денги,но пока её с Германии притащишь…А тут своими руками,да ещё и экономия 60 евроф,пустячёк,а приятно.Просто аналогов такой тарелки у нас не продаётся.Ни алесисов,ни медели,ни фейм.Только нашёл похожую тарелку под названием КАТ,но её тоже не достать.Вобщем попробую что нибудь смастерить из пищевой фольги.Если получится — отпишусь.
Здравствуйте, Владимир!
Скажите пожалуйста, зачем нужен конденсатор в разветвителе, и что будет, если разветвитель будет изготовлен без конденсаторов?
Вторая тарелка будет играть BOW!
Где купить сенсор глушения тарелки ?
У нас в продаже не видел. Может на али есть?