Все видели эти замечательные фотографии в сообществах музыкальных коллективов — группа отправляется на очередной концерт, музыканты со счастливыми лицами стоят на перроне железнодорожного вокзала, и под фото красуется что-то радостное, вроде «Встречайте, Большие Ноздрюки, мы едем!». Наименее радостный, обставленный кофрами с драгоценным железом, кухней и прочей утварью, красуется он — барабанщик. Его музыкальный скарб в два раза больше всего остального вместе взятого и он уже морально готовится к саундчеку на незнакомой площадке, а также любым детским неожиданностям, которые ожидают его в очередной гастрольной поездке. Но… Возможно, для всей ударной братии всё изменится — по крайней мере, компания Roland об этом заговорила, явив миру на январской конвенции NAMM 2018 в Анахейме, что в Калифорнии, триггерный модуль Roland TM-6 PRO.
Использование барабанных триггеров на концертах, репетициях или записи — не нововведение, стоит отметить, что продюсеры и саунд инженеры, записывающие, например, тяжелую музыку, взяли их в оборот достаточно давно — сигналы триггеров используются для вызова сэмплов или для управления гейтами, их использование упрощает процесс сведения и мастеринга, многие продюсеры, такие как Стерлинг Уинфилд, работавший с Pantera, активно экспериментируют с миксом триггерного сигнала и звука, полученного от микрофонов подзвучки. Roland представили решение, которое должно минимизировать головные боли звукорежиссёров и барабанщиков, связанные с настройкой, озвучкой и, в итоге, получением высококлассного звучания барабанов на выходе — будь то репетиция, сольный концерт, фестиваль или запись. Что же такое Roland TM-6 PRO и с чем его закусывать?
Что у нас под капотом? Коротко о главном
- тип устройства: триггерный модуль;
- назначение: для акустической ударной установки;
- количество встроенных сэмплов: 500 предустановленных + 500 пользовательских;
- эффекты: независимый эквалайзер, компрессор, MFX
- проигрыватель аудио файлов: WAV (44.1 кГц, 16/24 бит), MP3, оба через SD карту памяти;
- дисплей: графический LCD (128?64);
- внешняя память: SD карта (SDHC поддерживается);
- входные разъемы: 6х 1/4″ TRS для триггеров, 1х 1/4″ контроллер Hi-Hat, 1х 1/4″ TRS для футсвича;
- выходные разъемы: 1 х стерео 1/4″ для наушников, 2х 1/4″ мастер выходы (левый/правый), 4х 1/4″ Direct Out;
- Порт USB: 1 х USB Type B для подключения к компьютеру;
- Встроенный 8-канальный USB аудио интерфейс (24-бит/96 кГц);
- Источник питания: внешний адаптер DC 9 В;
- Габариты: 228 x 233 x 66 мм;
- Вес: 1 кг.
Подробности
Да, Roland TM-6 PRO — это барабанный модуль, но с расширенными возможностями и крайне интересными особенностями, которые фактически не ограничивают вас, используете вы акустическую установку или же электронные барабаны. Roland совершенно оправданно делает акцент на создание гибридной установки — TM-6 PRO работает и с триггерами, и с пэдами. Вы можете комбинировать акустические барабаны с пэдами в любой конфигурации, использовать только акустические, как трушный старовер, или же только электронные, к которым вы привыкли, например.
В модуль уже вшиты 500 пользовательских незакольцованных сэмплов, среди которых есть и акустические бврабаны, записанные в лучших студиях, и моднейшие электронные тембры — и это не считая 268 звуков V-Drums, без которых Roland, понятное дело, обойтись не мог. Для барабанщика, играющего даже в трёх или пяти кавер-проектах этой «кухни» хватит «за глаза и за уши», что называется. Кроме этого, есть возможность загрузки ещё пятисот сэмплов с SD-карты (есть поддержка SDHC) — более, чем нужно для индивидуальной библиотеки. Теперь добавим к этому мощнейшую и интересную функцию наложения тембров, независимые эквалайзер, эффект Transient, отвечающий за атаку и затухание, компрессор и MFX для каждого из триггеров. Да, и общий компрессор и эквалайзер, которые можно повесить на выходной сигнал.
Положа руку на сердечный ритм, даже выдающий самые затейливые бластбиты, всего вышеозначенного достаточно для того, чтобы нарулить свой уникальный звук, использовать модуль для работы в нескольких проектах или бесконечно экспериментировать в студии.
Возвращаясь к возможности использования SD-карт — с карты же можно воспроизводить любой аудиотрэк, клик-трек или плэйбэки, что логичнее, чем их запуск с другого носителя. Хотя, при желании вы можете коммутировать Roland TM-6 PRO с ноутбуком для работы в качестве конвертера триггер — MIDI с аудиоинтерфейсом, позволяющим гнать треки на модуль прямо с компьютера. Экспортируя дорожку из DAW, к слову, можно сделать метрономный трек и направить его на любой выход и, если нужно, раздать коллегам по группе.
TM-6 PRO может работать как аудио/MIDI-интерфейс на 8 входов и 8 выходов с поддержкой MIDI входов/выходов. Любой аудиовход или выход можно направить на любой же из выходов модуля — 4 «директа», наушники и 2 «мастера». И всё это увлекательное тыкание при частоте сэмплирования 44.1 кГц/48 кГц/96 кГц! Оправдывает «PRO» в названии девайса, не правда ли?
Среди важных моментов — независимое управление громкостью на выходах «Song», «Klick» и отдельно расположенной на передней панели регулировке для наушников. Разумеется, есть отдельная регулировка громкости выходного стерео-мастера.
Внешний вид и управление. Это заслуживает отдельного слюноотделения, правда. Матовый чёрный пластиковый корпус с матовой же бирюзово-сине-голубой «шапкой» и лаконичными ручками и кнопками управления радует глаз. Информативно, просто, стильно — то, что нужно при активном использовании. Как и сказано, отдельные регуляторы громкости «Master», «Song» и «Klick» на верхней панели и отдельно вынесенная регулировка выхода наушников — даже со зрением +12 в полной темноте мимо не попадёшь.
Ниже три базовых регулятора Sound Modify — так называемый «быстрый доступ» к тембру, громкости, атаке, затуханию, повышению или понижению частоты на две октавы. Каждый из регуляторов отвечает за два параметра, регистр переключается кнопкой рядом — при определённой сноровке можно приспособиться рулить параметрами , что называется, прямо «на ходу». Кстати, очень удобно, когда прямо по ходу репетиции или выступления нужно внести коррективы в звучание и освежить звуковую картину «здесь и сейчас».
Ещё ниже шесть кнопок для быстрой работы с каждым из входов, справа информативный и достаточно большой и яркий дисплей, под которым расположены кнопки для работы с меню. Управление интуитивно понятное, «пробежки» и тонкие настройки меню осуществляются с помощью кнопок со стрелками, так что даже барабанщик с наглухо отбитой башкой легко разберётся с фунционалом за пару минут.
Светодиодная подсветка заслуживает отдельного внимания. Светодиоды на кнопках мигают согласно срабатыванию каждого из шести триггеров, а индикаторы вокруг регуляторов Sound Modify позволяют показывают текущие настройки — вся эта дичайше приятная глазу иллюминация, к слову, позволяет настраиваться в кромешной тьме, которую так любят организаторы концертов. К наблюдению «краем глаза» привыкаешь моментально и, кроме прочего, как в старом еврейском анекдоте — «во-первых, это красиво».
Работа в поле, или что мы получаем
У нас в руках девайс весом в 1 килограмм, который умещается в любой сумке — примерно столько же или чуть больше места займут триггеры и штатный блок питания. Сложно предположить, что на месте не окажется кабелей Jack-Jack, которые дотянут сигнал от триггеров до линии, но прихватить и их с собой не проблема. Даже при худшем раскладе — если в пресловутых Больших Ноздрюках на сцене окажется совершенно ушатанная кухня, мы получим на выходе тот звук, который привезли с собой — без танцев с бубном и убийства собственных нервных клеток и местного звуковика.
О том, что происходит на сборных концертах и фестивалях, даже если они проходят на более приличной, чем сельский ДК площадке, и говорить не стоит. Времени в обрез, всё перекручивается и перевинчивается в режиме он-лайн — успеть бы отрегулировать высоту стула перед началом выступления. Здесь любая задержка превращает зрителей, организаторов, бэкстейдж и музыкантов в эпилептиков. А если вы используете дополнительные пэды, то Roland TM-6 PRO уж точно избавит вас и коллег по коллективу от лишних седых волос — в вашем распоряжении регуляторы быстрого доступа Sound Modify, добавить атаку, глубину, громкость и выровнять прочие нюансы можно за несколько секунд, без идиотической переклички со звуковиком у пульта.
Репетиции и запись, несмотря на, казалось бы, чуть более спокойную атмосферу, тоже не курорт — свои репетиционные базы есть далеко не у всех и проблемы с установкой и её звучанием там такие же, как и на концертах, только с поправкой на то, что время оплачивается из собственного кармана. Что касается студий, то карман там тот же — то есть ваш, звучать хочется так, как уже придумано и понятно, что на озвучивание ударных могут уйти часы, а то и дни. Чуть повернувшийся или качнувшийся микрофон — и настройка затянется ещё на пару часов. TM-6 PRO будет тем более к месту, что дополнительную дорожку с триггироваными барабанами сейчас пишут всё чаще и чаще, особенно в быстрой и тяжёлой музыке, при использовании карданов, когда чёткость может смазываться и пинч или глубину на постпродакшне приходится тянуть вручную.
И ещё очень важный момент, о котором хочется сказать — на репетиции, концерте и записи важно слышать свой собственный звук, тот, что придуман и отвечает собственным требованиям — экспериментировать с ним уместно «до» всего, а не «во время», и это одинаково важно для всех участников коллектива. Собственно, Roland TM-6 PRO, и даёт возможность носить свой «фирменный» звук с собой.
Конкуренты
О какой-то конкуренции говорить пока смысла нет, на мой взгляд — рынок не изобилует подобными решениями, а рассматривать в качестве конкурентов барабанные модули других производителей было бы некорректно — мы всё-таки говорим о триггерном модуле, дающем широчайшие возможности для работы с гибридным звуком и возможность «вертеть» своей кухней, подстраивая её под совершенно определённые задачи. «Малыш» Roland TM-2 намного скромнее по функционалу, имеет только два триггерных входа и подходит только для лёгкой модификации установки.
Пожалуй, как прямого конкурента можно рассматривать Yamaha DTX502 — но функционально он также скромнее TM-6 PRO. Работа с настройками в нём удовольствия доставит намного меньше — в том числе из-за отсутствия кнопок и регуляторов «быстрого доступа», малого двухстрочного экрана и отупляющей работы с единственным колесом прокрутки, которое периодически вызывает желание стукнуть девайс об стену. Мощнейший аргумент в виде цены, меньшей чуть не в два с половиной раза против «роланда», меркнет на фоне того, что 18-20 тыщ рублей всё-таки тоже деньги и нужно ли покупать заведомо морально устаревающее железо и экономить на собственном прогрессе и нервной системе.
Недостатки
При фактическом отсутствии прямых конкурентов о реальных недостатках Roland TM-6 PRO говорить было бы малообъективно. Пожалуй, поначалу структура меню кажется не слишком продвинутой из-за того, что во время тонкой настройки приходится постоянно откатываться в начало, но это с лихвой компенсируется наличием кнопок быстрого доступа к каждому входу и кнопок управления со стрелками, а дополнительные «фичи» вроде интеграции с планшетом или телефоном, WiFi и прочие навороты здесь попросту не нужны.
Кому это надо?
Теоретически — всем барабанщикам. Для концертирующих активно Roland TM-6 PRO, может статься, вещь вообще незаменимая — с учётом ограниченных возможностей настройки на фестивальных саундчеках, невозможности предусмотреть все нюансы во время клубных туров, возможной тупости и непрофессионализма звукорежиссёров на местах и прочих радостей. Возможность минимизировать плохую подзвучку ударной установки использованием заглушек и запуск сигнала с триггеров, возможность миксовать звук подзвучки со звуком триггированых барабанов, возможность экспериментировать с комплектностью гибридной установки, фактически неограниченные возможности работы со звуком при использовании самого модуля, его встроенных эффектов и функции совмещения тембров, а также мобильность Roland TM-6 PRO — всё это позволяет говорить об универсальности модуля как рабочего инструмента драмхэда, живущего реалиями 2018 года.
Сколько денег и что в коробке?
С комплектацией Roland TM-6 PRO всё минималистично — в стандартной сам модуль, мануал, брошюра о безопасном использовании, адаптер на 9V и 4 винта для крепления к стойке для модулей Roland PDS-10. Вопрос крепления решается куском металла, ненужной стойкой и сверлом по металлу, ибо оригинал тянет аж на 120 евро. Что касается триггеров, то здесь производитель также рекомендует свой продукт — комплект из 6 штук тянет аж на 500 с лишним евро. Цена кусачая, однако проблем с продукцией сторонних производителей возникнуть не должно - предшественник Roland TM-2, по крайней мере, «хавает» всё, включая недорогие китайские триггеры с сами знаете какого сайта.
И о цене
Европа предлагает Roland TM-6 PRO по цене от 856 евро или 750 фунтов. Цена немалая, на первый взгляд, но при ближайшем рассмотрении и не такая уж заоблачная, особенно, если сравнивать с некоторыми девайсами, функционал которых весьма спорен. Ну, и не стоит забывать, что всё-таки, это Roland. На момент написания обзора модуль доступен в предзаказе, так что есть время взвесить все «за» и «против» и оценить, сколько стоит время, которое можно потратить не на отстройку звука в Больших Ноздрюках.
Евгений Керро /11.03.2018/
Всем привет!
Скажите пожалуйста, планируется ли на вашем сайте обзор на Roland TD-17?
Очень удивляет молчание по этому поводу российского сообщества. Нет ни одного нормального обзора, на ютубе один куций обзор от поп-мьюзик, в котором даже нет ни слова о главной фишке этого модуля — о том, что в него можно грузить собственные сэмплы.
Как по мне — это серьезное событие и эта серия заслуживает гораздо большего внимания.
Очень хотелось бы увидеть подробный обзор этой серии с главным упором на TD-17-KVX и краткой характеристикой других моделей серии.
Кроме того вышла серия Акустик дизайн, что тоже очень интересно.
Скажите пожалуйста, планируете ли вы обзоры на всю эту красоту?