Как подружиться со звукорежисcером: 10 простых правил

Как подружиться со звукорежисером?

…Часто на музыкальных форумах читаю: «Мы такая классная группа, так репетировали, а на концерте каша, на концерте бочки было не слышно, гитара орала, голоса в мониторах не было» или «Мы — супер-известный танцевальный коллектив «Большие Сиськи», нас все знают, а звукорежиссер поставил нам не ту фонограмму, да еще прервал ее раньше времени». И потом начинаются комментарии: «О, да!», «Звукреж — глухой!», «Работать никто не хочет!» и т.д. и т.п.

Я активно работал звукорежиссером в одном из Парков Культуры и Отдыха г. Санкт-Петербурга, сейчас реже, но все равно периодически случается… И именно поэтому я вам сейчас представлю другую точку зрения. Так сказать, со своей колокольни :-) .

Итак, чтобы ваше выступление прошло гладко, нужно лишь следовать определенным советам:

1. Приведите своего звукорежиссера. Одним из самых простых вариантов будет захватить на выступление своего звукорежиссера. Вам не нужен профессионал, этот человек просто должен знать, как  звучит  ваша группа (в случае с группой) или каков порядок песен в вашем сете (если вы солист). Не волнуйтесь, штатный звукооператор ДК, Парка или Клуба не будет ревновать, а будет только благодарен за то, что вы облегчили ему работу. Крутить ручки вашего человека пустят не всегда, но подсказать звукорежиссеру, что именно нужно покрутить, он сможет.

2.  Для звукорежиссера вы все РАВНЫ! Будь вы Димой Биланом, группой Ария или школьной группой «Клопы на проводе», для звукрежа вы -  всего лишь досадная помеха  набор источников сигнала и/или фонограмм на пульте, которые нужно смикшировать. Скорее всего, он видит вас в первый и последний раз. И это не потому, что мы, звукорежиссеры -  такие человеконенавистники, а потому, что во время сборных выступлений групп и артистов — десятки, а мы представлены в единственном числе.

3. Старайтесь максимально избегать «ложных концовок» в песнях. Особенно если вы танцуете или поете под фонограмму (неважно, плюс или минус), крайне, подчеркиваю КРАЙНЕ не рекомендую использовать композиции с фейк-концовками. В противном случае вы рискуете остановится на этом месте по-настоящему, т.к. звукреж с очень большой вероятностью тормознет вашу фонограмму в этом месте. Если все-таки без этого совсем никак, то на плейлисте вашего сета напротив песни, в которой есть такая концовка, пишем КРАСНЫМ маркером: «ВАЖНО! Играть до конца!! Время звучания: 3:54. НЕ ОБРЫВАТЬ!». Гарантии, конечно, и здесь не будет, но вероятность сильно возрастет.

4. Не отдавайте — даже под пытками)))) —  свои диски и не говорите пожеланий по звучанию до начала концерта. Нет смысла подходить к звукрежу до начала концерта, а, тем более, оставлять свои диски. Он вас все равно не запомнит, а диски могут потеряться, их может забрать по ошибке другой музыкант, и вы останетесь без фонограммы на выступлении.

5. Подходите за 5 минут до вашего выхода. Четко сформулируйте звукорежиссеру свои пожелания непосредственно (за 3-5 минут) перед своим выходом на сцену .

6. Не отвлекайте звукрежа разговорами. Как и водителя категории D (автобус/троллейбус/трамвай), так и звукорежиссера не надо отвлекать посторонними разговорами, криком и смехом. Предлагать ему выпить или спрашивать, где здесь туалет. Сейчас он сводит исполнителей, находящихся на сцене. Через 5 минут он будет сводить вас.

7. Песни подряд «Нон-стоп» — почти гарантия успеха. Если вы работаете под фонограмму, постарайтесь записать диск так, чтобы треки шли подряд. Если такое невозможно, то напишите ЧЕТКО и РАЗБОРЧИВО какой трек за каким следует. Если вы можете работать без остановки фонограммы — это будет большим плюсом.

8. Первая песня = саундчек. На сборных солянках никто не даст каждой группе часами чекаться. Вышли, подключились, играем. Поэтому ваша первая песня будет вашим саундчеком. Чтобы он прошел успешно и звукорежиссер вас нормально выставил, пожалуйста: ИЗБЕГАЙТЕ «ПЛОТНОГО ЗВУЧАНИЯ». Частенько случается, что на первой песне каждый участник группы стремится показать себя во всей красе: все инструменты играют одновременно, вокалист орет, а барабанщик выдает какие-то супер-скоростные брейки по всей установке. Притормозите, дайте шанс звукооператору услышать каждый инструмент! Девчонки у сцены еще вас оценят!!! Давайте сначала отстроимся. Итак, сели… в смысле, вышли на сцену, и по порядку:

  1. Барабанщик пошел: бочка, малый, бочка, малый в среднем темпе, дале хэт, еще такт.. пробежка по томам и…
  2. Вступает бас — пара тактов…
  3. Гитара — пара тактов рифами, пара тактов соло.
  4. Клавиши.
  5. И тут выбегает вокалист с криками «Привет, Боровичи!!!! Девчонки Металлостроя лучшие!!! Колпино сегодня будет зажигать вместе с нами!!!» и все поехали…

За это время звукорежиссер сможет более-менее вас отстроить, и начинать свою самую главную драйвовую «Гонку», «Пир во время чумы» или «Ночь» вы будете с нормальным звуком.

9. Избегайте специфической специфичности. Если у вас нет п.1, то ложные концовки, просьбы: «дать ревера на гитару побольше во время второго соло в 4ой песне, но только именно на соло, а не на проигрыше» не для вас. Опытный звукреж скорее всего сразу откажется, новичек попытается сделать, но скорее всего, сделает совсем не так, как вам того хочется.

10. Самое главное: относитесь к звукорежиссеру как человеку. Ему тоже тяжело, холодно, он хочет в туалет, а отойти от пульта не может.

зимой на сквозняке, в минус 15, без всяких тепловых пушек

…зимой на сквозняке, в минус 15, без всяких тепловых пушек…

Этой зимой пришлось работать на сквозняке, в минус 15, без всяких тепловых пушек, с одним бытовым обогревателем, который выключался через 5 минут после включения и на котором замерзшая до костей ведущая в перерывах с трудом отогревала ноги.

...с бытовым обогревателем, замезшая ведущая с трудом отогревала ноги...

…с бытовым обогревателем, на котором замезшая ведущая в перерывах с трудом отогревала ноги…

Единственные перчатки я был вынужден подложить под проигрыватель компакт дисков, чтобы тот не так «скакал» из-за замерзшей системы стабилизации. И вот так 5 (ПЯТЬ!) часов подряд… Но, как говорится, «Show must go on!».

...а перчатки выполняют роль стабилизатора для CD-проигрывателя.

…а перчатки выполняют роль стабилизатора для CD-проигрывателя.

А вообще.. Как написано в каталоге Икеи: «Вы делаете свою часть работы, мы свою и вместе мы…» ну только не «экономим», а делаем одно очень интересное дело. Делаем шоу. Яркое, красочное событие, которое должно принести массу положительных эмоций нашим зрителям, ну и нам, разумеется, тоже :-) . Я вас всех очень люблю и искренне надеюсь на взаимность! :-) .

PS: Было бы здорово, если в комментариях ниже, вы бы рассказали о своем опыте общения с этим волосатым существом с наушниками на шее :-) .

Андрей Громов   /15.04.2014/

6 комментариев на «“Как подружиться со звукорежисcером: 10 простых правил”»

  1. Александр:

    Хороший звукач — это все!
    У меня небольшой опыт выступлений, но как-то все время везло, в основном попадались неплохие звукачи. А на одном концерте попали на очень хорошего звукача, он нарулил такой звук, что было ощущение, что слушаешь музыку с диска. Человек реально болеет за свое дело.

  2. Павел:

    да, работа звукаря — это не сахар, как бы там кому ни казалось, мол, сиди, да крутилки поворачивай… крепкие нервы, трезвость восприятия в любой ситуации нужны конкретные.
    в одном не соглашусь с автором статьи — приносить фонограмму за 5 мин. до выступления — это уж как-то очень креативно. А если «не заиграет», мало ли что, техника… Принести фонограмму надо заранее, подписанную, и по возможности включить (хоть в подслушку) и проверить. А за пять мин. до выступления доверенное лицо должно подойти и удостовериться, что диск на месте.

  3. art:

    почти ВСЁ — ПРАВДА…за исключением разделения-LIVE-»fanera».
    от себя:
    - отель «holliday inn» в Сокольниках.до сих пор ни ОДИН «звукач» не знает как вывести на SONDCRAFT SPIRIT24FX обработку В НИКУДА !!!-о как
    - предНовогодний корп-ив в сети ресторанов «….» /так и не вырулил на ALLEN&HEATH WZ3:12M обработку в мониторы… СЕ..РОЖА…
    - там же, но не ОН — спалил во время DJ-сета сабвуфер,а свалил на МУЗЫКАНТОВ-получил от них П…лей…

    …а Вы говорите по-хорошему…

  4. v:

    Вот хорошая статья про концертный звук и почему так часто он плох: http://orgia.ru/forum/viewtopic.php?t=1255

  5. Владимир:

    Добавлю маленько. Сама тема статьи, очень необходима, для всех, кто только начинает свою работу на сцене, или со стажем. Кратко о наболевшем. Если мы говорим про выступление под фанеру (минус), фактически все сведение — это корректировка динамики, тембра вокала и самого минуса. Для звукрежа со стажем, все сведение 2-3 минуты, при грамотно записанном минусе. А если обсуждать живое микширование группы на сцене? То самое первое, о чем нужно говорить, так — это о том, что любая группа на своих репетициях, первоначально, сама, себе, выставляет тембр и динамику, всем своим инструментам и вокалисту(вокалистам). Это называется сцена. Сцена фотографируется, запоминается или записываются положения всех ручек и эффектов микшера. И это обязанность самой группы и её звукрежа(если есть такой), но никак не концертного звукрежа на саундчеке, или того хуже самом концерте. Любой группе необходимо понимать, что её звук делает не звукреж на саундчеке(по сути посторонний человек для их группы), а сами они ( и звукреж, при наличии оного), именно своим выбором тембра и динамики, на своих репетициях, то есть задолго до концерта!!!!! И именно с готовой сценой своего звука, группа идет на саундчек. Вот при этих условиях, работа концертного звукрежа, действительно будет заметна и очень полезна, при сведении незнакомой группы на сцене, в живую, без фанеры. Ну, а после и барная стойка в пользу.

  6. Хорошая статья, очень рад, что случайно нашел и прочитал))

Добавить комментарий для art

Войти через loginza

Добавить картинку (формат JPEG):

Current month ye@r day *