До недавнего времени я думал, что «цифровой микшер» — это такой микшер, где фейдеры сами ездят вверх-вниз, обязательно есть экранчик, а стОит он ОЧЕНЬ дорого .
Так ли это?
Сегодня мы в гостях у Павла Иванова в радиорубке лицея 126 в Санкт-Петербурге. Наша цель: понять, что же такое цифровой микшер и в чем его отличия от аналогового микшера. А также: нужны ли нам эти отличия и готовы ли мы платить за них 2000-3000 евро. Наш подопытный — цифровой микшер Behringer X32. На текущий момент — топовая модель из линейки цифровых микшеров Behringer.
Я: Паша, тебе слово.
П: Начну с того, что микшер Behringer X32, он и в Африке микшер. Т.е. он микширует сигналы от разных источников: микрофоны, гитары, компьютеры, МП3 плееры.. да все что угодно, и выдает в итоге готовый микс в зал.
Я: На пульте обещено 32 входа, но визуально фейдеров меньше. Сколько источников сигнала можно подключить к пульту?
П: 16 фейдеров с переключением (кнопки CH 1-16, CH 17-32) обслуживают 32 канала. плюс 6 ауксов (AUX IN) для подключения разных плееров или любых других источников; плюс 2 ЮСБ к которым у нас подключены 2 звуковые карты с компа; Итого, можно сказать, имеем 40 полноценных входа.
Я: Неплохо. Для любого среднестатистического мероприятия должно хватить за глаза.
П: Более чем. У нас пульт используется для озвучки школьного актового зала. В нем проходят совершенно разные мероприятия. Начиная от родительских собраний, заканчивая концерами с выступлениями коллективов с живыми инструментами, выпускные, дискотеки и т.д.
Я: Давай конкретику, как рулить?
П: Единовременно нам доступны 16 каналов (с 1 по 16 или с 17 до 32). Что мы можем делать с каждым каналом? Можем регулировать громкость канала фейдером, можем быстро сделать MUTE (убрать канал из микса) или SOLO (отправить канал в контрольную комнату без обработки), можем видеть уровень канала на индикаторе. Все.
Я: А как же эквалайзер, эффекты, панорама, посыл в мониторы?
П: Чтобы настроить другие параметры канала, нажимаем кнопку SELECT. Теперь все ручки-крутилки сверху будут относиться к выбранному каналу. Что здесь видим? PREAMP. Преампы тут кстати, стоят не Behringer, а Midas. Здесь же настройки уровеня гейта (gate), уровеня гейна (gain). Можно включить/выклюить фантомное питание +48В, изменить фазу, включить лоукат фильтр, поработать эквалайзером, покрутить панораму. Другими словами, производить любые действия с выбранным каналом. Есть очень удобные кнопки VIEW. Нажимаешь и на встроенном дисплее микшера показываются параметры по соответствующей группе настроек. Например, нажимем VIEW и видим информацию по предусилителю, дальше можно листать стрелочками разные группы настроек. Тут же на канал можно повесить любой эффект. Их тут великое множество. Мы используем в основном ревер, делей, плюс иногда эмуляцию кабинетов, если гитара идет в пульт.
Я: Т.е. по сути, вместо того, чтобы делать по 20-30 ручек для каждого из 32 каналов, здесь используется кнопка SELECT, которая переводит все верхние ручки для обслуживания выбранного канала, а на экране отображается текущая информация с результатами настройки этого канала. Так?
П: Все верно.
Я: Громкость каналов настроили, эффекты повесили. Что дальше? Пускаем их все в зал?
П: Ну, можно и так, но мы делаем немного по-другому. Смотри, пульт можно разделить на блоки (рисует схему): У пульта есть 32 канала, у каждого канала есть настройки (атрибуты), которые вызываются по кнопке SELECT (то, о чем говорили выше). Далее идут шины 16 штук. Шина (BUS) — это объединения каналов с возможностью руления всеми одной ручкой. Фейдером шины. Далее идут матриксы 6 штук. Матрикс (MATRIX) — это шина для шин, т.е. возможность еще более общей группировки. И в конце мастер выход (MASTER), т.е. то что фактически слышит зал.
Я: Если честно, я запутался.. Давай пример.
П: Ок. Мы используем 6 радиомикрофонов и 8 проводных. Проводные обычно у детей, радио у вокалистов или ведущих. Мы делаем так: собираем все радиомикрофоны в одну шину, проводные микрофоны в другую и теперь можем рулить каждым типом микрофонов одной ручкой. Если мне нужно добавить ревера в микрофоны всем вокалистам, я просто добавляю эффект на шину и все. Это быстро и экономит ресурсы процессора пульта. Если мне нужно приглушить все проводные микрофоны, то просто убираю вниз шину проводных микрофонов. Готово.
Я: Т.е. ты как бы включаешь все микрофоны параллельно?
П: Да, при этом, разумеется, при необходимости, можно скорректировать каждый микрофон отдельно, нажав соответствующую кнопку.
Я: С шинами понятно. А что с Матриксом?
П: Матрикс мы используем редко, для наших задач он не особо нужен. Но во многих других случаях он может оказаться полезен. Идея такова, что в матриксе можно сформировать различные итоговые миксы (мастер выходы) из разных шин. Например:
- Приехали телевизионщики и говорят, что дайте нам общий микс, но без зала. Посылаем им в матрикс нужную шину и готово.
- Создание объемного звука. Типа кинотеатра.
- Кафе, где в зале играет живая группа, а на улице просто фонограмма.
- Большая прощадка где например, одни колонки стоят у сцены, а вторые через 100м от сцены. Чтобы скомпенсировать задержку от прохождения звукового сигнала нужно в эти колонки подавать миксы (с соответствующей задержкой). Тут тоже матрикс в помощь.
Я: Т.е. Матрикс — это что-то типа дополнительных выходов. Можно наверное и для мониторов их использовать?
П: Ну как бы можно, но обычно используются обычные выходы в которые направляются сигналы с шин. С мониторами тут вообще здорово. У пульта есть 16 выходов. Т.е. в принципе можно организовать 16 мониторов. При этом, в каждый монитор набрать любое количество каналов на любом уровне. При этом, набрать мы можем как обычные каналы, так и шины. Например, хочет басист в своем мониторе слышать бочку громко, а вокалист не хочет слышать бэквокал клавишщника вообще (сбивает он его). Нет проблем. Натыкиваем (клацает кнопками) мониторы для басиста, поднимаем ему фейдер бочки повыше. Потом вторую линию собираем для вокалиста, убрав из нее микрофон клавишника. Готово!
Я: Скорее бы в наших клубах такое появилось. А то даже одна мониторная линия уже счастье.
П: Угу. Причем, что удобно, можно как набрать разные каналы в выбранный монитор (двигая фейдеры), так и наоборот, выбранный канал раздавать в разные мониторы с нужным уровнем. Все зависит от задач.
А: (в беседу вступает Пашин коллега Алексей Живилов): Ты расскажи лучше про цифровую шину.
П: Ну об этом, наверное, лучше вы расскажите.
А: У нас как обычно происходит коммутация сцена-пульт? 32 кабеля от сценических девайсов: микрофоны, гитары и пр. и назад от пульта на сцену кабеля 16 кабелей с мониторными линиями. Итого 48 кабелей. Представляешь какая коса, сколько она весит и занимаем места? Тут можно сделать все проще. От пульта до сцены идет цифровая шина, на сцене стоит коробочка стейджбокс (прим. Stagebox, например Behringer SD16 / S32 / SD8 ) с 48 дырками. Каждая дырка может быть как входом, так и выходом. К этой коробочке подключаются все микрофоны и мониторы. Представляешь на сколько это легче?
Я: И как тут не запутаться в какой вход что подключено? На аналоговых пультах помню клеили бумажки: «гитара (Михалыч)», «гитара (Махно)», «вокал», «клавиши» и пр. А тут?
П: Примерно так же. Над каждым фейдером есть «окошко-экран» туда можно вывести любую иконку, любого цвета, а так же написать текст. А: Все равно, конечно, иногда путаешь. Написали мы как-то «Миша 1″ и забыли, кто этот Миша..
Я: А что насчет записи?
А: К пульту можно подключить флешку и делать реалтаймовую запись, но это будет запись только стереопары. Поканально записать нельзя. Для поканальной записи подключаем к компу и гоним через USB3.0 хоть 32 отдельных канала. Тут лишь бы мощностей компа хватило для поканальной записи. Можно подключить какой-нибуль ADAT по цифровой шине и писать на него.
Я: Знаю, что цифровыми пультами можно рулить с планшета. Как здесь это реализовано?
А: Очень удобно рулить с планшета. Особенно в нашем случае, когда радиорубюка находится на одном этаже, а зал на другом. Взял планшет, спустился в зал, отстроил звук, вернулся в радиорубку. При этом у нас выстроена локальная сеть. Т.е. пульт находится в сети со своим IP-шником и к нему можно подключаться с любого устройства: планшета, телефона, компьютера. В принципе, т.к. локальная сеть есть по всей школе, можно управлять звуком из любой точки. А если еще сконфигурировать так, чтобы пульт был виден из интернета.. Ага, и управлять из дома.. Не ходить на работу. С дивана.. С пивом.. (смеются ). Теоретически это возможно.
Я: Часто приходится бегать в зал настраивать?
П: Уже нет. Все настройки пульта можно сохранить как сцены. Вот у меня, например, сцена «My Band», для рок-группы, которая у меня в кружке занимается, вторая сцена «Vocalists» — дети на праздниках поют, третья сцена «Predki» — это для родительского собрания. Т.е. изначально нужно некоторое время для отстройки, а потом весь микс рулится несколькими ручками уже. Нужна другая конфигурация, например, для ансамбля. Нет проблем, одним кликом загружаем ее, все фейдера автоматически встают на свои уровни и все опять рулится несколькими ручками. Разве не мечта?
Я: Чего не хватает в пульте? Каких бы функций хотелось добавить?
П, А: Нормальных подавителей обратной связи (говорят в два голоса). Микрофоны в зале ведутся. Мы через эквалайзер пытаемся решить эту проблему, но по правде сказать, не очень получается. А: Вот этому FBQ (показывает на видавшую виды коробочку в рэковом исполнении) уже лет 15, он вообще грандиозно работает, ему белый шум даешь в течении секунд 20, он настраивает все свои фильтры и готово! Потом даже когда с микрофоном перемещаешься по залу, может еле-заметно пискнуть и обрезает сразу. Быстродействие сумашедшее. Вот что мешало такой же прибор запихнуть в этот Бехрингер?
П: Мелочь, но все же. Мы не можем канал послать напрямую в матрикс. Только через шину.
Я: Что насчет глюков/зависаний?
П: Пользуемся уже больше года. Ни разу ничего подобного не заметили. Работает как часы.
Я: Какое твое отношение к фирме Behringer? Не секрет, что еще лет 5-7 назад многие считали «Бехрингер галимым китаем».
А: Да тут от Behringer одно название. Предусилители Midas, железо и софт они еще от какой-то фирмы позаимстовали. Да, как бы можно ругать Беренджер, но во-первых, за несколько лет работы с их цифровыми пультами они меня ни разу не подвели, во-вторых, их соотношение цена/возможности обходит более именитых собратьев.
П: Двоякое отношение. Много печального опыта с этим оборудованием раньше. Но сейчас появляется все больше интересных девайсов, которые работают и, прямо скажем работают неплохо, никаких проблем пока с ним нет. Время покажет.
Я: И все же, говорят, что аналоговые пульты надежнее. Мол, они дубовые, а вся эта цифра нежная.
А: Пример из жизни. Старый аналоговый пульт Soundcraft и цифровой Behringer. Произошел «коротыш» на сцене конкретный, все вырубило начисто. Итог: аналоговый пульт — сгорел блок питания (предохранитель не сработал), «цифра» — просто выключилась. При включении заново загрузилась и продолжила работать.
Звенит звонок и мы вынуждены прощаться…
Выводы:
Первый и самый главный. Цифровым микшерам быть. Уверен, не пройдет и 3-5 лет, и они практически полностью вытеснят аналоговые аналоги (простите за каламбур). Причин на то масса:
- Миниатюрность и небольшой вес. Цифра в 2-3 раза легче и компактее аналога. А если посмотреть на набирающие популярность пульты, управляемые с планшета, то там вес вообще 2-3 кг.
- Очень гибкая маршрутизация сигнала. Ни один аналоговый пульт не позволит настолько гибко управлять сигналом, вешать на него обработки, объединять в группы, отправлять на выходы.
- Возможность использования цифровой косы. По сути позволяет убрать тонны проводов от пульта до сцены.
- Возможность сохранения и загрузки любых настроек. Пульт может перестраиваться для различных мероприятий/музыкальных групп, звукорежиссеров буквально за 1-2 секунды.
- Возможность управлять миксом удаленно с планшета/телефона, а при желании вообще через интернет! Можно находиться вместе с музыкантами на сцене и отстраивать звук.
Есть и несколько минусов:
- Необходимость первоначальной настройки. Чтобы начать работу с нуля, нужно первоначально настроить используемые каналы. Да, это нужно делать и в аналоговом пульте, но здесь это все же чуть дольше.
- Невозможность полного реалтаймового контроля над всеми каналами одновременно. Рискну предположить, что звукорежиссеры старой школы будут ругаться, мол, вот в наше время.. Живой концерт.. 48 входов.. И все руками.. А тут: сначала найди, потом выбери, потом пролистай, потом настрой. Так и нужный момент упустишь.
- Риск выхода из строя. И хотя факты, изложенные выше, говорят об обратном, все равно думаешь: вот аналог, там все просто — предусилитель, фейдер, линейный выход. Сгорит один вход, не беда, воткнем в другой. Что-то с линейным выходом — ничего, выведем в зал через мониторы или наушники. Через АУКс как-нибудь завернем, пусть в моно, но мероприятие как-то доработаем. А здесь? Цифра, вообще черный ящик. Заглючит прошивка, подвиснет, вирус какой-нибудь подцепит . И что тогда? FORMAT C:\ ?
А что касается аналоговых микшеров, то, думаю, они в итоге останутся в двух вариантах:
- Большие Live-микшеры для олдскул-профи, которым жизненно важен реалтайм.
- Мини-микшеры на 2-6 входов, с минимальными возможностями и небольшой ценой.
До недавнего времени я думал, что школа — это унылое здание с пыльными рекреациями и оторванной плиткой на полу, место, из которого дети стремятся как можно быстрее уйти сразу после уроков. А учителя музыки — это пожилые женщины с суровыми взглядами.
Так ли это? Сегодня я убедился, что школа может быть новым, ярким и современным зданием, где дети с удовольствием проводят время после уроков, плавая в бассейне, занимаясь спортом и даже играя на ударных в настоящей рок-группе. А учителя музыки — энергичные и знающие практикующие музыканты, использующие на занятиях самую продвинутую музыкальную аппаратуру. Спасибо огромное Павлу Иванову и Алексею Живилов за их вдохновляющий труд и за нашу беседу.
Андрей Громов /20.12.2016/